Девелоперы разочаровались в сегменте торговых центров

Девелоперы разочаровались в сегменте торговых центров

Фото: Freepik

Сегмент торговой недвижимости в России теряет свою привлекательность в глазах инвесторов, сообщает « Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов отрасли.

По их словам, на протяжении последних лет на рынке торговых площадей наблюдаются постоянные кризисы. Это и пандемия COVID-19 с локдауном и уход из РФ крупных иностранных брендов и компаний. Все это сказывается на инвестициях и объемах строительства ТЦ. В Москве за первую половину 2022 года было введено в эксплуатацию 38 тысяч квадратных метров новых торговых площадей, что на 41,8% меньше, чем за такой же период 2021 года.

При этом в эксплуатацию ввели не большие моллы, а скорее небольшие объекты районного масштаба. Такие маленькие ТЦ становятся все более популярны, так как их проще наполнить арендаторами, и владельцы несут меньше затрат на их обслуживание. Сейчас средняя площадь торгового центра в Москве составляет 10,5 тысяч квадратных метров, а несколько лет назад, в 2014-2016 годах, она достигала 36-57 тысяч «квадратов».

До конца года, по прогнозам аналитиков, в столице могут сдать в эксплуатацию в общей сложности 136,6 тысяч квадратных метров новых торговых площадей и это будет на 62% меньше, чем в минувшем году. Эксперты отмечают, что такая ситуация сложилась из-за массового переноса сроков вводы и отмены части проектов. Строительство дорожает, конкуренция за арендаторов растет, количество пустующих площадей увеличивается, а также растет популярность онлайн-магазинов.

Инвесторы в наши дни боятся вкладываться в ТЦ, ведь доля свободных площадей в ТЦ, введенных в 2020-2022 годах составляет 41%. Таким образом, нет смысла вводить новые объекты, когда в городе много пустующих помещений. Эксперты считают, что строящиеся ТЦ скорее всего сдадут, но вот новые строить в ближайшее время не будут.

Международные бренды занимали до 30% площадей в крупных торгцентрах Москвы и многие из них являлись главным фактором, привлекающим клиентов. После их ухода показатель количества посетителей на тысячу квадратных метров ТЦ снизился на 5% по сравнению с 2021 годом и на 24% по сравнению с 2019 годом. Посещаемость пытаются вернуть, делая ставку на события и мероприятия, например, организуют вечеринки, розыгрыши, выставки и так далее.

Эксперты считают, что эпоха крупных ТЦ уходит и наступает время небольших объектов районного формата. На них практически не повлиял уход иностранных компаний, так как их помещения в основном арендовали местные предприниматели и российские сети. Более того, в основном там продаются товары первой необходимости, спрос на которые есть всегда.

Второй точкой роста для рынка ретейла могут стать транспортно-пересадочные узлы, объединяющие несколько видов общественного транспорта. Благодаря этому там всегда много потенциальных клиентов. Московские власти уже запускают ряд проектов, которые помимо остановок транспорта включают в себя небольшие торговые центры.
DOMEX-Недвижимость
Дата: 10.08.2022
Просмотров: 1012

Другие новости