Рынок коммерческой недвижимости Москвы переживает кризис спроса

Рынок коммерческой недвижимости Москвы переживает кризис спроса

Фото: Freepik

Спрос падает на рынке коммерческой недвижимости Московского региона, сообщает Forbes со ссылкой на экспертов.

По мнению специалистов, по итогам первого полугодия практически все сегменты ощущают нехватку арендаторов и сильнее всего падение спроса сказалось на владельцах складов. В начале года на территории столицы и области не было свободных помещений такого типа, но по состоянию на июнь их доля достигла 2,2% или 3% по оценкам разных экспертов. Сейчас пустует около 464-600 тысяч квадратных метров складов.

При этом снижение спроса заморозило арендные ставки, которые в предыдущие годы постоянно росли из-за нехватки складских помещений. Сейчас ставка составляет около 4,5-5,7 тысяч рублей за квадратный метр в год в обычных помещениях и около 14,5 тысяч за «квадрат» в год в морозильных камерах. Владельцы даже начали делать скидки, чтобы привлечь хоть каких-то клиентов.

В офисном сегменте растут площади сдаваемые в субаренду. Это происходят за счет крупных компаний, которые в кризисный период решили «нарезать» свои площадки и сдавать их в аренду другим компаниям и фирмам поменьше. Сейчас ставки колеблются от 19,5 тысяч до 28 тысяч рублей за квадратный метр в год. Вместе с тем растет площадь свободных офисов — сейчас она составляет около 7,7% и продолжает расти. В дальнейшем это может привести к падению ставок.

Еще одна тенденция — это сокращение размеров вводимых в эксплуатацию и проектируемых торговых центров. Из-за ухода многих иностранных компаний и якорных брендов, помещения в крупных ТЦ пустуют. В то же время найти арендаторов для небольших торгцентров намного проще, так как ставки там ниже, а площади меньше по размеру. Клиентами зачастую становятся небольшие торговые точки.

Количество свободных торговых площадей в ТЦ по данным на июнь составляет 9,6%, что на 2,3 процентных пункта больше, чем в первом квартале 2022 года. При этом эксперты отмечают, что есть и «скрытая вакансия», то есть площади, которые по-прежнему занимают иностранные бренды, временно приостановившие работу в России. Доля таких площадей оценивается в 10-30% в зависимости от ТЦ.
DOMEX-Недвижимость
Дата: 06.07.2022
Просмотров: 939

Другие новости